Очень часто в конфликтах с близкими, мы всеми силами стараемся выгораживать себя.
Оправдываемся мы нередко даже в собственных глазах, чтобы совесть и чувство вины не омрачало нам жизнь. Но проходит время, и попытки забыть ту или иную ситуацию, как сорняки, пустившие корни в сердце, прорастают новыми неприятностями и конфликтами с людьми.
Наше возвышающееся «я», как ложное ощущение самодостаточности и желание доказать свою правоту молчанием, лишает нас душевного покоя. Злоба и неприязнь к обидчику, даже тому, кого когда-то считали близким человеком, словно помрачает сознание и лишает способности в дальнейшем понимать и прощать других людей.
А умение прощать и просить прощение дает человеку надежду на поддержку Бога. Ведь даже в молитве «Отче наш» мы просим Творца: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…»
Нередко в нашей жизни происходят случаи, когда мы теряем близких и родных, находясь в ссоре. И невозможность простить близкого человека превращается в невозможность за это простить самого себя…
Не зря, расставаясь навсегда, люди говорят друг другу «прощай». Подсознательно каждый человек чувствует, что обиды травмируют душу, так же, как и чувство, что тебя не прощают.
Что делает невозможным попросить первому прощения? Чаще всего, это наша гордость и страх того, что мы дадим повод считать себя правым тому, с кем находимся в ссоре. Но не зря говорится, что на примирение первый идет тот, кто дорожит отношениями. Способность говорить
«прости» в первую очередь показывает способность любить.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и души раздражительной».
Бывает и так, что возможности попросить прощения у тех, перед кем мы виноваты, у нас уже нет по причине расставаний или смерти этих людей. У православных христиан принято говорить об этом на Исповеди и каяться в своих обидах или плохих поступках перед другими людьми Богу. Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердному Богу.
В православной вере существует обычай просить прощения накануне Великого Поста, целью которого является очистить душу от грехов и возродиться духовно. В день прощеного воскресения люди просят друг у друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху – день Воскресения Христова. Чин прощения совершается в храмах в воскресенье вечером.
Ирина Пестова